Репостну прекрасную статью про психологию на примере "Ходячего замка") ֍Перемены случатся, когда мы будем готовы Я очень люблю книги. Читать, слушать, рассматривать картинки, держать в руках. Не могу сказать, что люблю все книги в равной степени. У меня есть несколько фаворитов, которые я прячу по углам и никому не отдам, вот никому, вот совсем никому. Возможно, кто-то скажет, что это несколько детское состояние, но речь как раз про условно «детские» книги. В детских книгах всё просто. Чёрное — это чёрное, белое — это белое, смотри не перепутай. Но это только на первый взгляд. Ну что ж, глянем более пристально на страницы. 📖 Диана У. Джонс «Ходячий замок» В сюжете есть несостыковки, которые каждый сам прочтёт по-своему. У многих это название ассоциируется с мультфильмом. На мой вкус — мультфильм хорош. И всё же, книга и экранизация — два разных произведения искусства. Есть сходства и различия. Волшебный мир затаился в ожидании войны. И вроде в маленьком городе всё идёт своим чередом, но никто не знает, что будет завтра. Все ощущают смутную тревогу. На этом фоне разворачивается сюжет о бедной угнетаемой сироте — молодой начинающей ведьме с железной волей и стальными нервами. Ну, по факту главная героиня Софи действительно сирота. Есть даже злобная мачеха — заботливая, но своевольная приёмная мать. Есть «сводные сёстры» — любимые младшие сестрички, которые горы (а если понадобится, то и шеи кому-нибудь) свернут во благо семьи и дорогой старшей сестры. Есть бессердечный колдун Хоуэл (у него и правда нет сердца), который безвозмездно и по доброй воле растит и обучает юношу-беспризорника. Он вроде как и уклоняется от обязательств, вроде идти на войну не хочет, а по факту — боится потерять самого себя и свою человечность. Есть весьма своеобразный король, который что-то вершит, но никто (точнее, главные герои) не понимает, что именно. Есть принц, которому в итоге откажет полюбившаяся девица (внезапно). Ну и куда же без пары условно злобных демонов? Возвращаясь к сюжету. Рыжеволосая красотка Софи сидит в шляпной мастерской покойного отца и воплощает в себе идею «мысль материальна». Она придаёт вещам смысл и символизм, вдыхает в них жизнь (в сказке это работает быстрее). Вот решила она, что покупательница шляпки с вишенкой (не помню точно) выйдет замуж за богача — и она выходит. Сказала пугалу: «Оживи», — оживает. Ну ведьма, что с неё взять. Мне очень нравится момент, когда она заколдовала один из костюмов Хоуэла, чтобы в него влюблялась любая женщина. Она считала, что он волочится за дамами именно потому, что ему нравится их завоёвывать. А так — нет азарта, нет флирта. Ну точно ведьма ведьмой. Но это уже дальше по сюжету. Отвлеклась. Сидит девица, мастерит шляпки. В книге она весьма привлекательная, но ей как-то глубоко всё равно. И тут приходит мать и говорит: «Дочери мои любимые, сейчас я вас тут всех разом осчастливлю. Я решила, кем вы станете в жизни. Старшая — сиди в мастерской, средняя — иди к пекарю, я договорилась, а ты, младшая, — поедешь к ведьме в ученицы, отличная работа». Хм, родители давят на детей с выбором профессии. Интересно, откуда автор взяла такую идею? Вот уж выдумала так выдумала. Опять забегая вперёд: младшие дочери тоже те ещё ведьмы. Бодро договорились, шустро поменялись местами, всех обманули и охмурили трёх колдунов и одного принца, так, для пользы дела. Все дочери пристроены. Софи идёт повидаться с сестрой и по дороге встречает подвыпивших ловеласов с весьма недвусмысленными намерениями, от которых её спасает главный официальный злодей Хоуэл. Который «поедает сердца красавиц». Ну не знают жители того королевства слова «сердцеед». Уже в этот момент Софи догадывается, что здесь попахивает чёрным пиаром. Но что ей там до сердцеедов, ей в принципе ни до чего. Только вышла из подросткового возраста, кризис самоопределения цветёт буйным цветом. Вернулась девочка домой, а там к ней спешит старая ведьма. И как давай устранять конкурентку, не разобравшись, что к чему! Лишила Софи молодости и возможности рассказать об этом. Ну и пошла она с горя куда глаза глядят. Как в классической сказке, встретила персонажей-помощников: пугало, говорящую собаку и целый ходячий замок. И даже заключила сделку с демоном. Попутно они побывали в столице, где кто-то убил ещё одну престарелую ведьму, условно добрую, дабы выманить Хоула на похороны где-то на побережье и даже в нашем реальном мире. Сюжет хорош, хотя без реального мира, на мой взгляд, он вполне мог бы обойтись. И Миядзаки со мной согласен. Но всё же главное, как и всегда — личностная трансформация персонажей. Софи. Как я уже писала, воплощает принцип «мысль материальна». И этот принцип работает против неё. Всю книгу она пытается снять проклятье. В конце оказывается, что Хоуэл давно её расколдовал, но она сама удерживала на себе образ старушки. Это именно тот момент, из-за которого я и начала писать эту статью. В жизни случаются беды и трудности. Иногда мы, как и Софи, становимся жертвами несправедливости. Но это не означает, что произошедшее останется с нами навсегда. Иногда мы, сами того не желая или даже не подозревая, держимся за трудности, негативные установки, переживания. Не позволяем невзгодам отступить, а страданиям уйти. Софи стала старушкой, и ей не нужно было решать, кем стать и что делать. Просто жить здесь и сейчас. Ей нравилось быть старушкой, что бы она там ни говорила — так было безопаснее и комфортнее. Она была ещё не готова стать собой. Хоуэл. По сути, он тоже искал путь к себе. Он выбирал стратегию избегания. Открытая конфронтация казалась ему опасной: с сестрой, с ведьмой из Пустоши, другими колдунами, демонами, отвергнутыми девицами, даже с Софи. Всё как-то крадучись и боком. И так же, как и матушка Софи, пытался, ни с кем не посоветовавшись, причинить всем добро. Расколдовал девицу, ей не сказал. Пошёл собирать информацию о ней, опять же никому не объяснил зачем. Решил спрятать Софи от страшного демона, притащил всю её семью в одну точку, чтобы она не высовывалась, — ну, в общем, опять плохо получилось. Он даже подростка усыновил как-то молча, из цикла «я тебя не выгоняю, значит, можешь здесь жить». Хоуэл — ещё один пример кризиса самоопределения. Он также воплощает правило: проблемы решаются словами, а не какими-то загадочными действиями и полунамёками. Ему этим навыком ещё предстоит овладеть. Правда, на прямой вопрос: «И что нам делать дальше?», — всё же решился дать прямой ответ. Сёстры. Они всё же решились признать и открыть миру свою суть. Мачеха (мать) — приняла выбор своих детей. Для меня это книга про перемены, личностные трансформации, которые произойдут,когда ты будешь готов. Чтобы записаться на консультацию к Александре Рыбиной — пишите в сообщения группы😌 Александра Рыбина — ведущий психолог МЧС России, медиатор, стаж консультаций 10 лет. Специализация — кризисные и депрессивные состояния, конфликты в семейных отношениях, разрывы, психокоррекция подростков. #СашаОчаг@moss_heart

Теги других блогов: психология книги рецензия